Неважно, что ты знаешь, важно, кого ты знаешь.
Этой английской поговорке уже не один десяток лет. Для аристократии это железное правило. Истеблишмент выше старых денег ценит только качественные связи. Качественные — значит без репутационных рисков, легковесности и славы не по заслугам, без вульгарности и высокомерия. Построенные гармонично, ни за один эпизод в жизни такому нетворкеру не будет неловко. Многие наши соотечественники не улавливают эти нюансы, предполагая, что мелькание в светской хронике это и есть нетворкинг, дисконтируя этот поистине недооцененный навык будущего.
«Мне кажется, в России нет культуры нетворгинга сегодня, — говорит Ольга Флер, основатель благотворительного проекта Meet for Charity. — Это понятие несет какой-то двойной смысл. А в США это почти в ДНК у людей. Я очень люблю представлять друг другу людей, если понимаю, что у них может сложится синергия и вместе они смогут выстроить намного большее. Один в поле не воин. А увидеть потенциал и свести людей — большая для меня радость. Хотя многие люди удивляются или не понимают, как себя вести в таком случае. Как это, начать разговор с совершенно незнакомым человеком? А вдруг на мне будет лежать ответственность за это знакомство?».
Флер никогда не забудет, как прилетела в Кремниевую долину со своей коллегой, совершенно не зная никого там, но с большой верой в себя и свой проект. Ей было интересно найти партнеров и инвестиции. Уже в самолете начала рассказывать о своей идее с соседями по креслу — американцами, они сразу начали писать мейлы своим знакомым, чтобы соединить Ольгу с людьми из индустрии. «Бескорыстная вера в людей чувствовалась еще до приземления в Сан-Франциско. За две недели я узнала человек 30 точно, которые чем-то помогли. Они говорили: «Мы ведь тоже можем оказаться на твоем месте, так что рады помочь, все в жизни — бумеранг».
Непрямые инвестиции «Искренняя дружба и доброжелательность, желание помочь и преданность в любых обстоятельствах — вот настоящий нетворкинг,» — поддерживает этот постулат Илья Рыбалкин, руководитель практики по решению споров юридической фирмы «Рыбалкин, Горцунян и партнеры». На вопрос, кого бы он назвал самым непревзойденным нетворкером, мой визави без промедления ответил: «Андрей Олегович Безруков, легендарный российский разведчик-нелегал. Он знает про нетворкинг абсолютно все. С нуля стал членом истеблишмента».
О чем еще нужно всегда помнить? Полезно быть с многими на дружеской ноге. Или хотя бы постараться не наживать себе врагов. «Наша страна, она, знаете, все-таки византийская. И нужно понимать, что любой человек, который вчера приносил вам газету, завтра может стать вашим начальником или вы станете от него зависимым иначе», — комментирует этот аспект Александр Дмитриевич Гафин.
Нетворкинг не тождественен продажам. Но родство они между собой имеют. Хотя есть люди, которые зная всех, пользоваться этой возможностью совершенно не умеют. Им неловко просить, они не могут «продать» идею, не хотят навязываться с предложениями. И напротив — есть уникумы, которые ежедневно не создают никакой продукт и не торгуют на бирже. Всё, что они делают — знакомят одних с другими, извлекая из этого процесса прибыль. Финансист Ян Яновский, управляющий партнер FNSB, выстраивая отношения, считает основным правилом движение в поле win-win, когда обе стороны выиграют от сотрудничества. «Я ничего ни у кого не прошу, обсуждаю только то, что не важно и для меня абсолютным табу являются сплетни с негативным окрасом — я не говорю о ком-либо плохо».
Ян очень щепетильно относится к этике. Даже во время беседы по телефону, получая его комментарии для этой статьи, я недостаточно внятно сообщила, что он на громкой связи, за что получила выговор. «Я всегда слежу за тем, что говорю. Опасаюсь сказать лишнего. Не прихожу, если не приглашают. А вообще, главный показатель хорошего нетворкера — чтобы не ты всех знал, а тебя знали».
Охранная грамота Узнаваемость на рынке — следствие хорошего нетворкинга и способ самозащиты. Ты знаешь многих, и многие знают тебя. Ты сам создаешь свою целевую аудиторию. Выстраивая взаимоотношения, вы получаете определенную «безопасность». Вряд ли с публичным и активным участником рынка возьмутся ссориться – себе дороже, «с такими лучше не ругаться», так как они свою версию событий будут по кругу транслировать всем.
Кажется, что способность в любом коллективе «наводить мосты» дается от природы, но я знакома с застенчивыми людьми, для которых это был изнуряющий, трудоемкий и энергозатратный путь преодоления страха и получения навыка — легко входить в любое новое сообщество; экологично, на стыке ценностей и общих интересов заводить новые знакомства. Поэтому важно позиционировать себя вне профессии, выражать свою ценность в чем-то еще. Это как добавочная стоимость у товара. Вы могли бы сэкономить, но берете дорогой продукт, потому что он наводит на нужные ассоциации, у него есть дополнительная ценность и репутация. Именно эта ваша дополнительная ценность отвечает за то, почему вам не должны, не могут, да и не хотят отказывать, а вам приятно, да и выгодно помогать.
Можно ли научиться нетворкингу?
В нетворкинг нужно постоянно вкладываться, он требует нетривиального решения, подхода и изобретательности. Связи — это не обмен визитками. Это трансформация «контактов» в хороших знакомых и приятелей. Это природный дар, которому обучить невозможно? Спорно. Как мы знаем, «нет ничего невозможного для человека с интеллектом», а с эмоциональным интеллектом тем более. Какие шаги предпринимать, налаживая связи? Где знакомиться и как просить познакомить? Вот основные правила.
- Места знать надо. Испокон веков баня в России была сакральным местом для «решения вопросов». Связи, которые заводят в парных, порой также сильны, как институтские и школьные. «Сандуны» это или «Селезневские» — в парной ты сидишь без дополнительных статусных вещей, по которым можно идентифицировать социальное положение или уровень заработка. Отличие может быть лишь в манере речи и умении завязать разговор. Сейчас место такой «бани», но длиной несколько месяцев или даже год-два стали занимать бизнес-школы: «На EMBA идут больше за нетворкингом, чем за знаниями — они все есть в открытом доступе», — любит говорить Гор Нахапетян, почетный профессор бизнес-практики МШУ «Сколково». За полезными знакомствами и новым кругом друзей-единомышленников идут и в триатлонисты — где также есть эффект «бани»: в спортивной форме все равны, миллиардеры и студенты.
- Дорожная карта: как готовиться к мероприятию. Планируя посещение мероприятий или командировки на форумы, заранее оцифруйте цели. С чем вы должны выйти с мероприятия, чтобы не потратить свое драгоценное время впустую? Неизбежно будут те, кто «сжирают» ваше время. Поэтому придумать пару трюков, как выбраться из ненужного разговора, стоит иметь их в запасе. А есть те, которые нужны вам — их надо определить заранее: знать в лицо, иметь представление о важных вехах в биографии и, главное, сформулировать для себя зачем они — вам, а вы – им.
- Как начать разговор. Поводов начать общение не много, но иногда их достаточно для того, чтобы беседа перешла в обсуждение проектов и долгоиграющее сотрудничество. Люди ценят внимание к себе и своему бизнесу. Если ваш собеседник активно ведет соцсети, делится своими мыслями и передвижениями, не стоит начинать разговор «что нового?», надо начинать с обсуждения одной из его свежих публикаций. Даже если вас уже знакомили, не стесняйтесь назвать еще раз свое имя. Человек может помнить вас в лицо, но забыть имя и обстоятельства, при которых вы познакомились. Собеседника тоже важно называть по имени. Это такая простая истина, но и она, оказывается, не очевидна для многих. Как и то, что нельзя в деловой переписке написать «Что вы от меня хотите?!»
- Как просить познакомить с нужным человеком. Собеседник может не догадываться о ваших далеко идущих планах, и он не всегда также подкован в вопросах налаживания связей, как вы. Ему имеет смысл пояснить, зачем вам нужен тот или иной контакт, о котором вы спрашиваете. Когда вы что-то от кого-то хотите, следует прямо озвучивать выгоду собеседнику. Не всем очевиден бонус ситуации. Хорошо, если вас спросят: «А мне это зачем? А где здесь я?», а скорее могут просто отказать, не распространяясь на вопросы. Охотнее помогают тем, кто держит в курсе и сам возвращается с результатом: что произошло, помог, не помог человек, с которым вы попросили вас познакомить. Но если результат негативный, лучше держать ваш отзыв при себе.
- Как благодарить. Благодарность проявлять нужно и вербально, и подарочно, если контакт помог в решении ваших вопросов. Когда из газет узнаешь о сделке – становится неприятно, согласитесь. Это самая, пожалуй, ключевая ошибка дилетантов, налаживающих связи. Если он даже не может сказать «спасибо», в следующий раз такого «нетворкера» просто проигнорируют с его запросами. Как у любой медали, у нетворкинга тоже две стороны. И отсутствие простого и своевременного «спасибо» мгновенно прикрепляет ярлык функционального подхода к людям «поматросил и бросил». Люди частенько опасаются тех, кто всех и все знает: их воспринимают как поверхностных болтунов и сплетников. Отчасти это правда. Человек с широкой сетью контактов и языком без костей может так заклеймить, что отмыться будет сложно. Сегодня, когда каждый может быть медиа, и при этом не у всех есть такт и чувство собственного достоинства, очень непросто контролировать что и где о вас скажут.